понедельник, 6 августа 2012 г.

Публикация в журнале "Недвижимость в Латвии" 6 августа 2012 года



«Грабли» для покупателя.

- А вот почему вы покупателям ничего не рассказываете?

Вопрос прозвучал довольно провокационно.
Семинар с «говорящим» названием «10 ошибок продавцов недвижимости» плавно подходил к своему концу. Слушатели - клиенты компании EKOCENTRS, в основном, как и следовало из темы семинара, – продавцы своей недвижимости, усердно конспектировали.
Да иначе и быть не могло:  уникальный, 20-летний опыт продажи недвижимости в Латвии – это то, чего нет и никак не может быть у человека, чей личный опыт сделок с недвижимостью порой ограничен только слухами, домыслами или предположениями.
Но вопрос, тем не менее, в воздухе повис...
И если уж кто-то называет себя Профессионалом от недвижимости, то «за базар», а в даном случае, за вопрос, отвечать надо.
Тем более, что хоть и велик рынок, а участников в сделке два всего – продавец и покупатель. Всегда!
И тот и другой – люди, как это ни странно. Да-да, люди, даже если в сделке участвуют компании, то за ними – тоже стоят люди. Иногда – в большом количестве. А люди вполне могут допускать ошибки.
Кстати, ошибки, как правило, типичные! Которых избежать можно было бы вполне, если только...  знать бы о них заранее.
Так что там у нас по поводу  непрофессионального покупателя?  
Итак, вот ряд типичных ошибок.
- Ошибка первая – отсутствие достаточных знаний для проверки добросовестности продавца и правильности документов на недвижимость. Казалось бы, в век всеобщей грамотности читать умеет каждый.
Ой ли?
Мне доводилось видеть всякое – абсолютно «левые» доверенности на листочке в клеточку, с непонятно из чего сделанной «печатью» нотариуса; договоры с закорючками вместо подписей; всякое и разное то, что заведомо является фальшивкой и даже выглядит как фальшивка. Но на самом деле это – редкость. Хотя никогда нельзя исключать возможность того, что именно вас сейчас подвигают поверить в то, что, мягко говоря, правдой не является. Особенно настораживает, когда продавец пытается получить не столько «много» денег, сколько «быстро». «Сказочки» про злых кредиторов имеет бесчисленное множество вариаций и нужно действительно быть профи, чтобы сразу отличить правду от вымысла.
Но чаще гораздо мы натыкаемся не на афёры и заговоры, а на банальную обывательскую неграмотность и полное отсутствие знаний, уместных в ситуации. И выливается это в просроченные паспорта, не оформленные наследства или еще какие глупости. Чревато это, во-первых, - потерей времени, а во-вторых, - финансовыми потерями, бывает что и небольшими, но весьма обидными.

- Вторая ошибка – незнание банковской кредитной политики.
Речь идет о необходимости кредита для покупки. Чаще всего это выливается в долгие и муторные, иногда безрезультатные хождения по банкам, а это – опять же потерянное время. И деньги. А банков в Латвии много. И кредитная политика у них у всех – разная. Обиднее всего то, что, по незнанию, люди соглашаются на, говоря очень скромно, не самые выгодные условия, а после того горько о случившемся сожалеют. Так вот, - мы, профессионалы, наизусть знаем кредитную политику ведущих банков (работа у нас такая) и нам элементарно удобно, правильно и выгодно не гонять вас по всему городу, а привести за руку  точно туда, где условия будут подходить как раз для вашего случая.
Почему выгодно?
Потому, что быстро: нет потерь времени на долгие хождения. Да и с точки зрения финансов – чем меньше комиссия за присвоение кредита, тем легче вам найти средства на оплату пошлин.
А это ещё и правильно.

- На очереди третья ошибка – те же банки, но с другой уже стороны.
Это когда вы покупаете уже заложенную недвижимость. Зачастую, не зная, как разрулить ситуацию, покупатели боятся приобретать заложенную недвижимость. А зря! Такая покупка, конечно, чуть хлопотнее, но финансово – вполне выгодна. Если, конечно, у вас есть профессиональный консультант.
Но давайте оставим в покое банки. Кроме них есть и другие «грабли», ждущие покупателя. Много…
Такие как передача собственности, для примера.

 - И это четвертая ошибка.
А что тут сложного, казалось бы?
Да ничего, конечно, кроме некоторых «но», а именно: вы готовы лично проверить все квитанции на оплату всех коммунальных платежей и налогов? Точно, все? Вы про все знаете? Отлично!
А как сделать так, чтобы продавец не скрутил в теперь уже вашей квартире газовую плиту и дверную ручку? Ох! - доводилось мне видеть «чудеса», когда с корнем вырывалась телефонная розетка, стоимостью чуть больше лата, под тем предлогом, что «я ее сам покупал»! И тот факт, что вызвать мастера, чтобы установить новую стоит не лат точно, а раз так в десять-двадцать дороже, розетко-владельца нимало не смущал. И это – «семечки». То, что «добрые люди» скручивают самые порой неожиданные вещи, вроде сифона под раковиной или гибкого шланга от газовой трубы, конечно, досадно, но – меркнет перед «художествами» от «здесь мои родственники – цыганский табор с конем и телегой остались задекларированы», и до «я тут съезжать передумал».  Далеко это не все, с чем за двадцать лет работы нам сталкиваться приходилось. Все содержание книги «Под одной крышей», все шестьдесят почти рассказов, посвящены именно курьезам, связанным с недвижимостью.
Это – огромный пласт человеческих взаимоотношений, непонимания и всевозможных казусов и курьезов.
И в этой области переговорщик профессиональный просто незаменим.

По сравнению с этой обширейшей темой пятая ошибка продавца просто меркнет.
Но имеет место быть. Потому что здесь оппонентом, источником возможных неприятностей, выступает не человек, с его непредсказуемостью, а  государство, - с описанной четко налоговой политикой. Особенно, неплохо бы знать налоговою политику, связанную с покупкой и продажей недвижимости. Как продавцу, так и покупателю. Иначе незнание, которое, как известно, не освобождает от ответственности, по карману ударяет довольно болезненно... и, как назло, без промаха обычно. Налоги тоже не тот вопрос, на который может «тетя Мотя» ответить, с лавочки у подъезда. То есть ответить она, конечно, может, с радостью даже, но вот ответственности за советы свои - точно нести не будет.

Итак, подведем итоги:  для покупки недвижимости нужны, разумеется, деньги.
А то, что не разумеется, хотя непременно быть должно и обязано, так это следующее:
-          умение правильно читать документы,
-          знать и понимать, как общаться с банками… не просто общаться, а получать оптимальные решения,
-          уметь правильно контактировать с людьми, знать, понимать и предугадывать их возможные цели и поступки, а главное – иметь технологию улаживания всяческих мелких и крупных проблем на любом этапе сделки,
-          не просто знать налоговое законодательство, но и оптимально примененять его.
Не думю, что найдется человек, который не делал бы в школе «работу над ошибками». Мы часами переписывали слово, в котором допустили ошибку, или – до одури решали примеры. Но то - школа. И самой большой потерей тогда было время, просиженное над тетрадкой.
Работа над ошибками в недвижимости – слишком дорогое удовольствие, чтобы его можно было себе позволить просто по легкомыслию.  Это сравнимо с походом в горы без проводника. Можно, конечно, найти дорогу по компасу, как-то. Но вот будет ли дорога легкой и ровной?
Или – скользкой и крутой…
Когда предстоит сложный и трудный маршрут, в путь лучше отправиться с компетентным проводником.
Звоните нам, и ваша дорога будет легкой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Встреча через 16 лет

- К вам посетительница. Очень хочет именно с вами лично встретиться. И на пороге возникает молодая женщина, лицо которой кажется ну очень зн...